Офисный особняк «Ново-Исаакiевскiй»

История улицы в живописи


Акварели В.С. Садовникова

В богатой изобразительной летописи города существенное место занимают акварели, исполненные Василием Семеновичем Садовниковым.  Копия одной из этих акварелей «Парад лейб-гвардии Конного полка»  размещена на правой стене от входа в офисный особняк со стороны Конногвардейского переулка, так как является художественным изображением городского пейзажа, окружавшего особняк в тот исторический период.
Оригинал картины находится в Государственном Эрмитаже.

Акварель «Парад лейб-гвардии Конного полка», 1840 Парад лейб-гвардии Конного полка, 1840.

Рисунок отличается точной фиксацией построения войск и детальной передачей амуниции. Вдоль Ново-Исаакиевской улицы (ныне ул. Якубовича), на фоне Конногвардейского манежа, построенного архитектором Д. Кваренги в начале XIX века, и Исаакиевского собора, представлен развернутый двухшеренговый пеший строй, на фланге которого стоит Николай I, окруженный свитой; правее — группа войск в конном строю.

В. С. Садовников родился 16 декабря 1800 года и был крепостным княгини Н. П. Голицыной. Место рождения художника до настоящего времени не установлено. Но если Садовников и родился не в Петербурге, то жил в столице, очевидно, с юных лет и рано проявил интерес к рисованию. В 40-е годы Садовников пишет свои лучшие акварели.
В соответствии с общим направлением русского искусства для творчества В.C.Садовникова характерно воспроизведение городских типов и сцен городской жизни. В акварелях тех  лет художник наиболее полно и живо воплощает образ современного ему Петербурга.

Акварель «Вид Исаакиевской площади с Малой Морской улицы», 1841 Вид Исаакиевской площади с Малой Морской улицы, 1841.
Исаакиевская площадь, одна из оживленных частей города, неоднократно привлекала внимание худож­ника. Рисунок особенно интересен бытовыми сценами. Обращают на себя внимание группы горожан в зим­ней одежде около двух готовых к отправке дилижансов. Справа — сценка у винной лавки: на санях, крытых соломой, крестьянка и крестьянин продают масло стоящей рядом женщине. Правее беседуют сбитенщик и дворник. Эти городские наблюдения настолько увлекли художника, что, перенесенные на рисунок, они приобрели самостоятельное значение, отодвигая восприятие архитектуры на второй план.

Вид строящегося Исаакиевского собора и площади Вид строящегося Исаакиевского собора и площади.
Строительство собора продолжалось с 1818 по 1858 год, поэтому в течение многих лет современники видели здание в лесах. На фоне собора, окруженного служебными постройками, видна часть площади, которая кажется полной движения и шумов городского дня.

В эрмитажном собрании рисунков В. С. Садовникова имеется пятнадцать акварелей с видами Петербурга, которые в числе работ других мастеров были выполнены в 1847 году и отправлены в подарок английской королеве Виктории. В 1956 году во время визита советской правительственной делегации в Великобританию английская королева вручила их в качестве подарка Советскому Союзу; затем они поступили на хранение в Государственный Эрмитаж.

Ул. Якубовича, холст, масло, 2002 г.  Ул. Якубовича, холст, масло, 2002 г. картина петербургского художника Виктора Егорова.
Вид на Исаакиевский Собор и офисный особняк «Ново-Исаакiевскiй» со стороны улицы Якубовича, пастель, уголь, 2010 г. Вид на Исаакиевский Собор со стороны улицы Якубовича, пастель, уголь, 2010, картина петербургской художницы Веры Ларионовой.