Офисный особняк «Ново-Исаакiевскiй»

Дом Сарептского общества

В 1762 году Екатерина Вторая издала Манифест о приглашении в Россию колонистов для заселения пустующих земель. В 1765 году гернгутеры, одни из первых откликнувшихся на приглашение Екатерины колонистов из Германии, приехали в Россию и основали свою колонию «Сарепта». Они прославились своей честностью, трудолюбием и строго нравственным образом жизни. Прекрасные мастера, сарептяне привезли с собой навыки разнообразных ремёсел и создали развитый центр Нижнего Поволжья. Из Сарепты по всему региону распространились впоследствии ткацкое и табачное производства. Первые в Поволжье свечной и мыльный заводы были сарептскими. А производимая здесь горчица была известна всей стране. Среди гернгутеров было много высокообразованных людей. Из учителей Александра Первого трое были гернгутерами.

Для приезжавших в столицу из этой колонии по делам гернгутерам Императрица и подарила угловой трехэтажный особняк, получивший название «Дом Сарептского общества».

Дом был в 1766 году выкуплен Екатериной II у надворного советника, бывшего военного хирурга Кёлера, и подарен Сарептскому обществу. Дом перестраивали в 1840-е, 1850-е, 1860-е1890-е годы, потом еще раз в1903 году. В 1850-гг рядом был Сарептский рынок.

Указ Екатерины Второй
от 11 февраля 1764 года
«К поспешествованию общей пользы заводимых в Империи Нашей селений часто упоминаемых соединённых братьев не только Всемилостивейше дозволили Мы их содержать в престольном Нашем городе Санкт-Петербурге одного из братьев в чине агента, но и дом, состоящий у адмиралтейского канала в Малой Морской для жилья оным, а более для отправления Божьей службы и квартирования приезжающих от времени по собственному выбору и приторговыванию бывшего до ныне агента их Петра Конрада Фриза из казны Нашей купить и вечное оной колонии братьям владение отдать повелели, освободя оный от постоев и других полицейских должностей на равных привилегиях, каковы от нас пожалованы домам священно и церковно служителям протестантского закона».

Об этом доме упоминает Н.С.Лесков в своей повести «Железная воля». Зять Лескова, англичанин Мори, работал в Торговом доме Сарептского общества.

С 1810 года торговым агентом Сарептского общества стал датский купец Асмус Симонсен. К середине 19 века появилась фирма «Асмус Симонсен»,и по размеру торговых операций она выходит в двадцатку лучших торговых домов Петербурга. Среди компаньонов Симонсена были датчане и англичане, а также голландцы, норвежцы, итальянцы, американцы и немцы. В 1864 году «Торговый дом Сарептского общества» участвовал в создании Санкт-Петербургского акционерного Коммерческого банка – первого частного коммерческого банка. Среди основателей этого банка был Елисеев, а представителем фирмы «Асмус Симонсен и К» был Ф.Мори, торговый агент Сарептского Дома.

Благодаря успешной торговле Сарептское общество смогло перестроить и увеличить свой дом в Петербурге. При Екатерине этот небольшой трёхэтажный дом стоял на продолжении Малой Морской улицы, на берегу Мастерского канала, впоследствии засыпанного. Вокруг жили матросы и мастера корабельного дела – это была Адмиралтейская часть. В 1841–42 году к фасаду дома, выходящему на Конногвардейский переулок, был пристроен новый дом. Старое здание в 1849¬–50 годах перестроил архитектор Я. Хофер, значительно удлинив фасад вдоль улицы Якубовича (Ново-Исакиевской). Над воротами дома по Ново-Исакиевской улице располагалась чёрная доска «Дом Сарептского общества».

Здание Ново-Исаакiевского на литографии Г. Берендхофа
Литография Г. Берендхофа к книге Т. Юнгблута «Евангелические церкви Санкт-Петербурга», изданной 1855 г.

В 1892 году дом был продан Евангелическому союзу религиозного и нравственного назидания о протестантах. После революции богослужения на некоторое время восстановились, но в 1930-годы прекратилось. В доме были устроены коммунальные квартиры.